СуперЭтнос.рф  

статьи:

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ~1650-ЛЕТНЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ МАСШТАБНЫХ МИГРАЦИЙ В ЕВРОПУ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ГИПОТЕЗА О ГЕТЕРОЗИСНОМ ГЕНЕЗИСЕ ПАССИОНАРНОСТИ КАК БИОСОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ЧИСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА

ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

МАСШТАБНЫЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

Мониторинг состояния общественного порядка и безопасности в городе Набережные Челны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населения

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРАВИДСКИХ ГИПЕРЭТНОСОВ ИНДИИ

Эмпирическая проверка числового алгоритма:

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГИПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ МЕСОПОТАМСКИХ СУПЕРЭТНОСОВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ РИМСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕРУССКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВЕЛИКОРОССОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЗАПАДНЫХ СУПЕРЭТНОСОВ В ПЕРИОД ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАПАДА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ АНГЛИЧАН И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ КИТАЙСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЯПОНСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Этнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

Динамика политий и динамика качества населения

ОДИНОКИ ЛИ МЫ НА ЗЕМЛЕ?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КОНФЛИКТНАЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В США: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА


ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

Аннотация. Рассмотрена возможность применения опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф для диагностики пассионариев и других энергетических типов. Установлено соответствие компонентов психологического благополучия характеристике пассионария. Рассмотрена роль педагога в воспитании пассионариев. Сформулирован вывод о возможности применения опросника для диагностики энергетических типов при условии соблюдения принципов гуманизма.
Ключевые слова: психологическое благополучие, шкала К. Рифф, диагностика пассионариев.

QUESTIONNAIRE K. RYFF’S SCALE OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
AS A POSSIBLE TOOL FOR DIAGNOSTICS OF PASSIONARIES

Abstract. The possibility of using the questionnaire K. Ryff’s “Scale of Psychological Well-Being” for diagnosing passionaries and other energy types is considered. The correspondence of the components of psychological well-being to the characteristics of a passionary has been established. The teacher’s role in the education of passionaries is considered. A conclusion has been formulated about the possibility of using the questionnaire for diagnosing energy types, subject to the principles of humanism.
Key words: psychological well-being, K. Rieff’s scale, diagnosis of passionaries. 

Понятие «психологическое благополучие» прочно вошло в психологическую науку и практику. Существуют различные подходы к его изучению. По мнению основоположницы эвдемонического подхода К. Рифф, благополучие зависит от наличия у субъекта устойчивых психологических характеристик, позволяющих ему функционировать более успешно, чем при их отсутствии. Она выделила шесть таких характеристик: автономия (независимость, способность при необходимости действовать вопреки устоявшимся традициям наперекор мнению окружающих); целенаправленность жизни (наличие высокой, социально значимой цели, устремленность повседневной жизни к ее достижению); управление средой (способность эффективно использовать внешние ресурсы для достижения поставленных целей); личностный рост (эффективное использование имеющихся навыков и их развитие, стремление к полной реализации своего потенциала, открытость новому опыту и готовность его применять); самопринятие (позитивное отношения к себе, принятие своих слабостей и недостатков); позитивные отношения с другими (способность устанавливать доверительные отношения и сотрудничать с другими, заботиться об их благополучии). На основе этих положений был создан опросник психологического благополучия, широко используемый в современной психологии (см., напр.: [6]).
Анализ показывает, что почти все из перечисленных выше компонентов психологически благополучной личности соответствуют характеристике пассионария. Так, «пассионарность как характеристика поведения и психики – это активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради ее достижения. Жертвенность понимается здесь как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь» [10, с. 509]. Сущностным признаком пассионария является, таким образом, высочайший показатель целенаправленности жизни.
Способность к сверхнапряжениям – это «способность индивида совершать требующую длительного эмоционального, волевого, интеллектуального и зачастую физического напряжения целенаправленную работу по изменению окружения… Пассионарии ломают существующие традиции и создают новую этническую систему» [10, с. 510-511]. Способность к сверхнапряжениям, когда человек, что называется, «выкладывается по полной», усиливает возможность эффективно использовать внешние ресурсы для достижения цели, а также возможность полностью раскрыть свой потенциал. Это означает, что для пассионария характерны высокий уровень управления средой и стремление к личностному росту. Способность ломать существующие традиции свидетельствует о высоком уровне автономии и восприимчивости к новым веяниям (последняя также является показателем личностного роста).
«Пассионарии могут влиять на настроение и поведение окружающих людей. Им удается сообщать этим людям повышенную активность и энтузиазм, которые от природы им не присущи. Они начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны» [10, с. 508]. Это явление Л.Н. Гумилев назвал пассионарной индукцией. Механизм влияния пассионария на окружающих людей связан, по нашему мнению, с эмоциональной энергией. Она возникает в результате участия членов группы в интерактивных ритуалах, в ходе которых пассионарий-индуктор «заряжает» членов группы энтузиазмом и сплачивает группу. «Подзарядка» энтузиазмом обеспечивает ее членам хорошее самочувствие, что побуждает их к регулярному участию в интерактивных ритуалах [8, с. 63-64]. Центральная роль пассионариев в этих ритуалах немыслима без их способности устанавливать близкие доверительные отношения с членами своей группы (со своей «паствой»). Это означает, что им присущ высокий уровень показателя «позитивные отношения с другими» с одним важным уточнением: эти «другие» являются членами своей группы. Поэтому, на наш взгляд, в данном случае лучше применить формулировку «позитивные отношения со «своими». С «чужими» отношения могут быть остро конфронтационными.
Таким образом, для пассионариев характерны высокие значения пяти характеристик психологически благополучной личности, а значит, высокий показатель благополучия в целом. От себя добавим, что пассионарий не зацикливается на имеющихся у него недостатках, которые, по его мнению (и оно обычно недалеко от истины), с лихвой перекрываются его достоинствами. Следовательно, для пассионария характерно и высокое значение показателя «самопринятие». В пользу этого вывода свидетельствует и высочайший показатель целенаправленности жизни пассионария. Его можно объяснить тем, что он, как правило, ощущает себя проводником воли неких высших сил, воспринимаемых верующим человеком как божественные. Придерживаясь материалистического научного дискурса, можно сказать, что это самоощущение возникает из-за того, что посредством действий пассионария и его окружения реализуются законы развития суперэтнической системы, и проявляется феномен ее самоорганизации (подробнее об этом см.: [9, с. 123]).
Сравнительно высокий уровень психологического благополучия пассионарии способны сохранять даже в условиях неблагоприятной внешней среды (например, в местах лишения свободы), что свидетельствует об их высокой психологической устойчивости. К ним применим английский термин «resilience» (жизнеспособность), который часто переводят также как «упругость». «Сломать» высокопассионарного пассионария (о подтипах пассионариев и др. энергетических типов см.: [9]) почти невозможно. В этой связи можно к месту процитировать Л.Н. Гумилева: «Усмирить или запугать сильно пассионарных индивидов очень трудно; подчас легче просто убить» [3, с. 166].
Многие исследователи разрабатывали методику диагностики пассионариев и других энергетических типов (гармоничичных людей и субпассионариев) (см., напр.: [1; 5]; см. также обзор существующих методик в [5]). Важность этих исследований не подлежит сомнению, хотя здесь имеются и свои «подводные камни» (о них будет сказано ниже). По нашему мнению, работоспособная диагностическая методика определения долей тех или иных энергетических типов и подтипов в составе, например, проектной группы, позволила бы эффективнее решать стоящие перед ней задачи.
Согласно Л.Н. Гумилеву, от динамики долей энергетических типов в составе структурообразующего этноса зависит его стабильность и устойчивость созданного им государства. По его мнению, для каждой фазы этногенеза характерно оптимальное соотношение энергетических типов [2, с. 286, 404]. Оно нарушается во время фазовых переходов – кризисных периодов в жизни этноса. Для них характерен «раскол этнического поля – образование в рамках этнической системы двух или нескольких целостностей, резко различающихся между собой стереотипами поведения и ментальностью» [10, с. 515]. На базе двух основных противостоящих друг другу целостностей формируются военно-политические группировки, противоречия между которыми часто приводят к вооруженным столкновениям, перерастающим в гражданские войны.
Сформулированное выше условие стабильности этноса, вероятно, релевантно и в отношении составляющих этнос различных субэтнических и социальных групп. Например, эффективность деятельности проектной группы может резко снизиться, если доля в ней одноуровневых пассионариев значительно отличается от оптимальной для того этноса, к которому относятся члены группы. В случае, если  доля пассионариев в группе будет меньше оптимальной, возникнут проблемы с индуцированием ее членов, что негативно отразится на сплоченности группы, ее ориентированности на достижение цели. В случае превышения доли пассионариев может произойти ее раскол на несколько подгрупп во главе с пассионариями. Каждая из них будет отстаивать свой способ достижения цели и «тянуть одеяло» (финансирование, подключение административного ресурса и т.п.) на себя. Не случайно Л.Н. Гумилев писал, «что два-три пассионария могут повысить боеспособность целой роты» [2, с. 276]. Наличие же 10-15 одноуровневых пассионариев в ее составе привело бы, наоборот, к снижению боеспособности в результате раскола и установления конфронтационных отношений внутри подразделения. Понятно, что как отсутствие сплоченности группы, ее нацеленности на результат, так и возникшая в результате раскола деструктивная конкуренция поставит под угрозу выполнение поставленных группе задач.
В свете изложенного формулируемая цель «воспитание пассионарного коллектива за счет рассеивания пассионарных личностей внутри группы» [4, c. 118] представляется недостижимой в случае, если их доля в результате включения в группу значительно превысит оптимальную для данной фазы этногенеза. На наш взгляд, более адекватной является следующая формулировка: для успешного выполнения коллективом поставленных перед ним задач необходимо обеспечить оптимальные для текущей фазы доли различных энергетических типов и подтипов в его составе. Согласно Л.Н. Гумилеву, пассионарность есть величина векторная [2, с. 286]. Именно при условии оптимальности достигается однонаправленность или, по крайней мере, сонаправленность векторов пассионарности членов коллектива (иначе говоря, их сплоченность) и этим обеспечивается максимальное значение его пассионарности (раскол характеризуется противоположной направленностью или, по крайней мере, разнонаправленностью векторов пассионарности членов группы; ее пассионарность при этом может оказаться близкой или даже равной нулю). Если знать оптимальные доли энергетических типов и подтипов для каждой фазы (а их определение – это нетривиальная и сложная, но решаемая задача), то, используя опросник «шкала психологического благополучия» и, возможно, другие инструменты диагностики, можно определить энергетический тип и подтип кандидатов на участие, например, в проектной группе и на основе результатов тестирования подобрать ее оптимальный состав.
К слову сказать, уточнения требует и тезис о том, что «пассионарность личности можно развивать, создавая для этого специальные условия среды и воспитания» [4, c. 116]. Человек с рождения относится к одному из энергетических типов. Его энергетический потенциал меняется на протяжении жизни по физиологическим причинам. Он достигает своего максимального значения (оставаясь, однако в пределах величин, характерных для данного энергетического типа), вероятно, в юности и снижается с возрастом, что меняет тип и подтип человека. Например, высокопассионарный пассионарий в старческом возрасте становится гармоничником или даже субпассионарием. Пассионарность молодого человека гармоничного типа может снизиться с уровня около 1 условной энергетической единицы (это уровень высокопассионарного гармоничника) до близкого к нулю значения (уровня низкопассионарного гармоничника) с достижением преклонного возраста. В результате индуцирования пассионарием высокопассионарный гармоничник на короткое время может превратиться в пассионария, но поднять его энергетический потенциал до пассионарого уровня на продолжительное время воспитательными мерами невозможно.
Однако сказанное не означает, что пассионарность вообще не является объектом педагогического воздействия. Задача педагога  в воспитании пассионарных детей состоит в том, чтобы обеспечить сонаправленность их векторов пассионарности общественно необходимому, характерному для основной массы членов социума. Иначе говоря, педагог ответственен за то, чтобы пассионарные дети не стали антипассионариями. К ним относятся представители антиэлиты – руководители и активные члены экстремистских и революционных организаций, ставящих своей целью свержение существующей власти, а также руководители и активные члены оргпреступных группировок. Исследователи, изучающие психолого-педагогические аспекты пассионарности, формулируют идентичный вывод. Так, И.С. Зимина подчеркивает, что «при воспитании пассионарной личности важно, чтобы ее активность была направлена на благо общества» [4, c. 116].
Таким образом, изменить энергетический тип человека воспитательными мерами невозможно, можно его только корректировать. Сказанное относится и к субпассионариям. Л.Н. Гумилев определяет их как «категорию людей с отрицательной пассионарностью» [2, с. 284]. Следовательно, их векторы направлены противоположно результирующему вектору социума. Л.Н. Гумилев дает, прямо скажем, убийственную характеристику субпассионариям. «Субпассионарность проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Людей такого типа называют бродягами, люмпен-пролетариями, чернью, отбросами общества, босяками, «бомжами» и т.д. Сосредоточение субпассионариев в городах приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков. Все это следствия основной черты субпассионариев – неспособности контролировать свои вожделения, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающим» [10, с. 520]. «В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Они способны на нищенство или на разбой, жертвами которого становится основная масса населения… Они плохие солдаты и никакие рабочие» [2, с. 285, 433].
На основании этой характеристики у многих людей, в том числе, и у представителей властных структур, может сложиться мнение, что субпассионарии являются своего рода «этническим балластом». А раз так, у них может появиться соблазн уменьшить долю субпассионариев в российском социуме с целью поднятия его пассионарности. Основанием для отнесения человека к субпассионарному типу и принятия к нему репрессивных мер может послужить научно разработанная методика диагностики энергетических типов.
Нет нужды говорить об антигуманности подобных мер, она очевидна. Вся история человечества свидетельствует о недопустимости репрессирования человека на основе принадлежности его к определенной группе, а не за совершенное им преступление. Можно напомнить и о том, что набравшая обороты репрессивная машина обладает огромной инерцией и начинает пожирать всех подряд, в том числе, и тех, кто ее запустил.
Аргументируем недопустимость репрессивных мер в отношении субпассионариев как «этнического балласта» и на основе теории пассионарности. Существует феномен «неуязвимых детей». Воспитываясь в крайне неблагоприятных условиях, они, тем не менее, добиваются значительных успехов в жизни [11]. Для неуязвимого ребенка характерны, как правило, высокая стрессоустойчивость, развитые коммуникативные навыки, высокие уровни интеллекта, самоконтроля, самоуважения. Такая характеристика позволяет отнести его к пассионариям или к высокопассионарным гармоничникам. Тогда как, по крайней мере, один из его родителей или даже оба являются субпассионариями. Таким образом, у родителей-субпассионариев могут рождаться пассионарные дети, не исключено, будущие пушкины, толстые, чайковские, королевы, гагарины.
С точки зрения сформулированной нами гипотезы о гетерозисном генезисе пассионарности [7] – это закономерно. Согласно этой гипотезе, в основе феномена пассионарности лежит явление гетерозиса, и пассионарии рождаются в смешанных в расово-антропологическом смысле браках. И если отец ребенка относится, например, к северо-европеоидному типу, а мать – к южно-европеоидному (или наоборот), то у такой пары с некоторой вероятностью может родиться пассионарий. Энергетический тип родителей при этом никакой роли не играет.
Надеемся, что приведенная аргументация убедит колеблющихся в недопустимости попыток использования методики для диагностики энергетических типов в антигуманистических целях, и она в случае ее разработки и широкого внедрения будет применяться на благо всех членов общества.                    

Список литературы
1. Вигоросность и инновации (человеческий фактор как основа модернизации) / Под ред. М. П. Карпенко. М. : Изд-во СГУ, 2011. 242 с.
2. Гумилев Л. Н.Этногенез и биосфера Земли. Л. : Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.
3. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М. : Танаис ДИ-ДИК, 1994. 544 с.
4. Зимина И. С. Типологическая характеристика пассионарности в системе педагогических категорий // Образование и наука. 2006. № 4 (40). С. 115-123.
5. Зимина И. С. Психолого-педагогическая диагностика пассионарных качеств личности у детей // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 108-113.
6. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко). URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1698129630&tld (дата обращения: 23.10.2023).
7. Сайфуллин Р. Г. Гипотеза о гетерозисном генезисе пассионарности как биосоциальной жизнеспособности // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. А. А. Грачев и др. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. С. 733–748.
8. Сайфуллин Р. Г. К исследованию феномена самопожертвования в контексте обеспечения безопасно­сти России // Развитие территорий. 2022, № 1. С. 59–70. DOI: 10.32324/2412-8945-2022-1-59-70
9. Сайфуллин Р. Г. Специальная военная операция на Украине в контексте перехода великороссов в инерционную фазу этногенеза // Общество. Среда. Развитие. 2023, № 1. С. 115–124. DOI: 10.53115/19975996_2023_01_115–124
10. Словарьпонятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева / сост. В. А. Мичурин, под ред. Л. Н. Гумилева // Л. Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы.  М. : Экопрос, 1993. С. 493–542.
11. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1992. 511 с.     

 


ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ