СуперЭтнос.рф  

статьи:

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ~1650-ЛЕТНЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ МАСШТАБНЫХ МИГРАЦИЙ В ЕВРОПУ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ГИПОТЕЗА О ГЕТЕРОЗИСНОМ ГЕНЕЗИСЕ ПАССИОНАРНОСТИ КАК БИОСОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ЧИСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА

ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

МАСШТАБНЫЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

Мониторинг состояния общественного порядка и безопасности в городе Набережные Челны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населения

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРАВИДСКИХ ГИПЕРЭТНОСОВ ИНДИИ

Эмпирическая проверка числового алгоритма:

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГИПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ МЕСОПОТАМСКИХ СУПЕРЭТНОСОВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ РИМСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕРУССКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВЕЛИКОРОССОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЗАПАДНЫХ СУПЕРЭТНОСОВ В ПЕРИОД ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАПАДА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ АНГЛИЧАН И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ КИТАЙСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЯПОНСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Этнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

Динамика политий и динамика качества населения

ОДИНОКИ ЛИ МЫ НА ЗЕМЛЕ?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КОНФЛИКТНАЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В США: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА


СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ 
ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

 

В статье в дискурсивном поле теории пассионарности анализируется положение о том, что Специальная военная операция на Украине – это гражданский конфликт внутри русского суперэтноса. Описаны особенности энергетической структуры населения в фазах надлома и инерции и фазового перехода между ними, рассмотрены условия начала инерционной фазы. В целях верификации теоретических положений проведен анализ динамики фазового перехода от надлома к инерции ведущих западноевропейских этносов. Рассмотрены события начала этого фазового перехода великороссов и возможные сценарии его динамики. В результате проведенного анализа сделан вывод, что СВО необходимо рассматривать в более широком контексте процессов, характерных для фазового перехода от надлома к инерции. Сформулировано мнение о том, что начало СВО способствовало выполнению одного из главных условий начала инерционной фазы – сплочения российского общества. Дан прогноз об активизации в России антикоррупционной борьбы и образовании широкой коалиции в интересах развития страны в ближайшем будущем.          
Ключевые слова: теория пассионарности; этногенез великороссов; фаза инерции. 

Введение
Президент В.В. Путин в своей статье аргументировал тезис о том, что русские, украинцы и белорусы составляют единый народ [15].С этой точки зрения СВО на Украине некоторые исследователи рассматривают как внутренний гражданский конфликт, как «отложенную гражданскую войну, которая могла произойти в начале 1990-х гг. при распаде СССР» [13]. На форуме дискуссионного клуба «Валдай» с трактовкой СВО как гражданской войны отчасти согласился и Президент [17]. 
В контексте концепции Л.Н. Гумилева такая трактовка имеет под собой основание. Одно из ее положений состоит в том, что этнос в своем развитии проходит ряд фаз этногенеза. Они разделяются характеризующимися внутренними смутами кризисными периодами фазовых переходов [2, с. 385–386]. Одним из наиболее тяжелых из-за характерных для него ожесточенных гражданских войн является фазовый переход от надлома к инерции (далее ФП Н-И) [4, с. 183–184]. По окончании ФП Н-И начинается инерционная фаза, в которой этнос и его государство достигают пика своего внешнеполитического могущества и экономического развития [3, с. 314].
События на Украине можно рассматривать как финальную гражданскую войну периода ФП Н-И центрально-русских популяций, включающих большую часть великороссов(1). Через некоторое время после ее завершения они войдут в инерционную фазу. Условиями ее начала являются сплочение социума, а также значительное снижение преступности, прежде всего, экстремистской и коррупционной направленностей [11]. Цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть эти условия в дискурсивном поле теории пассионарности путем анализа динамики энергетических типов периодов ФП Н-И и начала инерционной фазы и дать прогноз возможных сценариев динамики ФП Н-И у центрально-русских популяций великороссов. Для ее достижения рассматривается динамика ФП Н-И в этногенезе ведущих западноевропейских этносов и великороссов.

Энергетические типы и подтипы и их характеристика
Л.Н. Гумилев выделяет три энергетических типа: 1) тип пассионариев – «сверхактивных» индивидов, готовых к самопожертвованию во имя торжества своих идеалов; 2) гармоничных людей – обывателей, составляющих большинство населения (90-95%); 3) и тип субпассионариев – «мелких преступников, паразитов, отбросов общества» [2; 12]. Эти типы подразделяются на ряд подтипов (о них подробнее см.: [11]).      
Согласно Л.Н. Гумилеву, пассионарность есть величина векторная [2, с. 286]. Пассионарность социума равна сумме индивидуальных векторов пассионарности его членов. В устойчивых состояниях фаз этногенеза векторы большей части членов социума примерно однонаправлены, их результирующий вектор образует «прямой ствол дерева». Результирующие векторы меньшей части членов социума, объединенных в различные группы по признаку примерной однонаправленности их векторов, направлены под различными острыми углами к «стволу» подобно тянущимся к солнцу ветвям дерева. Согласно теореме косинусов и правилу треугольника/параллелограмма, соответственно, сумма всех этих векторов увеличивает величину результирующего вектора (высоту «ствола»), но может изменить его направление (искривить «ствол»).       
Сказанное выше релевантно в отношении тех членов социума, которые относятся к пассионариям и гармоничникам. Субпассионариев Л.Н. Гумилев определяет как «категорию людей с отрицательной пассионарностью» [2, с. 284]. Следовательно, их векторы направлены противоположно результирующему вектору остальных членов социума (суммарный вектор субпассионариев можно уподобить корню дерева). Наличие большого числа субпассионариев в социуме снижает его пассионарность (уменьшает высоту «ствола»).
Отличительным признаком пассионариев является готовность пожертвовать своей жизнью ради достижения цели [5, с. 302; 12, с. 509]. Поэтому их величина пассионарности выше импульса инстинкта самосохранения; последний Л.Н. Гумилев принимает равным одной условной энергетической единице (далее «у.э.е.») [2, с. 327].
Пассионарность пассионариев меняется в широких пределах. Ее величина чуть больше 1 у.э.е. у первого подтипа пассионариев – низкопассионарного пассионария, ориентированного на «поиск удачи с риском для жизни»(2). Для среднепассионарного пассионария характерно «стремление к идеалу знания и творчества», для высокопассионарных пассионариев – «стремление к идеалу успеха и к идеалу победы» и «жертвенность».  
Нами была выделена категория так называемых «антипассионариев». Основание для такого выделения следующее. Л.Н. Гумилев относил к субпассионариям не только различного рода асоциальные элементы, но также солдат-наемников [2, с. 285]. По-видимому, именно эта категория субпассионариев «часто играет важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты»  [2, с. 285]. Эти две группы субпассионариев кардинально различаются между собой модульной величиной пассионарности. Очевидно, что у наемников, профессиональная деятельность которых предполагает убийства людей и содержит риск быть убитым самому, она по модулю превышает единицу. Тогда как у асоциальных элементов она по модулю больше нуля, но меньше единицы. Необходимо отметить, что находясь в группе себе подобных, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо под руководством пассионария (точнее, антипассионария), субпассионарии – асоциальные элементы способны на разбой и убийства. Однако они происходят спонтанно, самостоятельно планировать и затем осуществлять согласно плану свои преступные действия субпассионарии, как правило, не могут.
По нашему мнению, едва ли солдат-наемников, «вместе с пассионариями совершающих завоевания и перевороты», т. е. не противопоставляющих себя пассионариям, можно считать антипассионариями. Скорее, они относятся к низкопасссионарным пассионариям, рискующим своей жизнью не ради идеи, а ради денежного вознаграждения.
К антипассионариям следует отнести представителей антиэлиты – руководителей и активных членов экстремистских и революционных организаций, ставящих своей целью свержение существующей власти. Антипассионариями являются также руководители и активные члены оргпреступных группировок. Суммарный вектор пассионарности антипассионариев-преступников однонаправлен вектору субпассионариев. Направленности суммарных векторов различных групп идейных антипассионариев могут варьировать в широких пределах. У радикальной части, практикующей вооруженные, т. е. преступные методы борьбы, результирующий вектор однонаправлен таковому антипассионариев-преступников и субпассионариев. У умеренной части, ориентированной на легальные методы борьбы, он направлен под острым углом к вектору радикалов, образуя тупой угол с результирующим вектором социума. Последователи умеренных антипассионариев из числа гармоничников  не являются классическими субпассионариями, хотя их пассионарность также есть величина отрицательная. Правильнее было бы назвать их антигармоничниками. Пассионарность всех этих групп уменьшает результирующую пассионарность социума. Пассионарность умеренных антипассионариев меняет (незначительно – в устойчивые периоды фаз этногенеза, кардинально – в кризисные периоды фазовых переходов и в кризисные периоды внутри фаз подъема, акматики и инерции (3) направленность ее вектора.   
Пассионарность гармоничных людей меняется от 0 до 1 у.э.е. включительно. Близка к нулю пассионарность «тихого обывателя, адаптированного к биоценозу ареала». Для гармоничника с пассионарностью, равной 1 у.э.е., характерно «стремление к успеху и благоустройству без риска для жизни» [12, с. 497]. На основе этого разделения среди гармоничников можно выделить два подтипа, различающиеся между собой средней величиной пассионарности. К низкопассионарным гармоничникам относятся те, чья пассионарность принимает значения от 0 до 0,5 у.э.е. Ее средняя величина составляет около 0,25 у.э.е., и определяющая мотивация поведения этих гармоничников состоит в адаптации к существующим социальным условиям. У высопассионарных гармоничников пассионарность варьирует от 0,5 до 1 у.э.е., ее средняя величина составляет около 0,75 у.э.е. Этот подтип стремится к самореализации и достижению жизненного успеха [11]. В силу действия биологических механизмов (о них см.: [11]) в первых трех фазах этногенеза (подъема, акматики и надлома) в социуме преобладают в процентном отношении низкопассионарные гармоничники, в фазе инерции – высокопассионарные.     
При рождении человек относится к одному из энергетических типов. Большинство гармоничников сохраняет принадлежность к своему типу на протяжении всей своей жизни. Однако с возрастом пассионарность гармоничника закономерно уменьшается в силу физиологических причин, что меняет его подтип. Например, она может снизиться с уровня около 1 «у.э.е.» у молодого человека до близкого к нулю значения с достижением преклонного возраста. По этой же причине высокопассионарный пассионарий в глубоком старческом возрасте может превратиться в гармоничника. Такой переход может произойти и в результате форс-мажорных обстоятельств, резко снижающих социальную активность индивида – тяжелой болезни, несчастного случая и т. п. Энергетический тип индивида может измениться в результате злоупотребления алкоголем или употребления наркотиков. Больные алкоголизмом или наркоманией и опустившиеся пассионарий или гармоничник превращаются в субпассионариев.
Направления векторов пассионарности как отдельных индивидов, так и социально-политических групп могут кардинально измениться в силу перипетий личной судьбы или социально-политических катаклизмов. Бывший криминальный авторитет – антипассионарий может легализовать свои капиталы, стать преуспевающим бизнесменом и превратиться в пассионария. И, наоборот, пассионарий на высокой государственной должности может организовать преступную коррупционную группу, т.е. стать антипассионарием. Большевики, бывшие при царском режиме и Временном правительстве антипассионариями, с установлением Советской власти стали пассионариями. И, наоборот, в антипассионариев превратились те, кто до захвата власти большевиками были пассионариями – члены Временного правительства и местных органов власти, руководство бывших проправительственных политических партий, антисоветски настроенные крупные предприниматели и т. д.            

Раскол этнического поля в кризисные периоды этногенеза
Динамика в пространственно-временном континууме векторов пассионарности отдельных значимых персон (представителей элиты, контрэлиты и антиэлиты) и возглавляемых ими и охватывающих большую часть населения различных социальных групп определяет динамику пассионарности социума в целом. В устойчивых состояниях фаз этногенеза суммарные векторы пассионарности антиэлиты и контрэлиты и поддерживающих их групп населения направлены, соответственно,  под тупым и острым углами к суммарному вектору элиты и поддерживающей ее большей части населения. Величины этих углов увеличиваются во время кризисных периодов внутри фаз подъема, акматики и инерции и фазовых переходов.
Величина пассионарности социума теоретически может варьировать от нулевого до некого максимального значения, хотя в реальности эти значения не достижимы. Равна нулю пассионарность предельно расколотого и атомизированного социума, в котором векторы пассионарности его членов направлены во все стороны подобно иголкам свернувшегося в шар ежа. Причем длины векторов-«иголок», расположенных на противоположных полюсах шара, равны друг другу (каждому пассионарию и гармоничнику соответствуют их противоположности – соответственно, антипассионарий и субпассионарий (или антигармоничник)). Пассионарность социума достигает своей максимальной величины при условии, если векторы пассионарности составляющих его пассионариев и гармоничных людей однонаправлены, и в нем отсутствуют субпассионарии.
Л.Н. Гумилев такие предельные случаи не рассматривает, однако приводит примеры [2, с. 412–414] так называемого «раскола этнического поля – образования в рамках этнической системы двух или нескольких целостностей, резко различающихся между собой стереотипами поведения и ментальностью» [12, с. 515]. На базе двух основных противостоящих друг другу целостностей формируются военно-политические группировки, придерживающиеся диаметрально противоположных идеологических установок. Их суммарные векторы пассионарности направлены примерно противоположно друг другу. Противоречия между ними часто приводят к вооруженному противоборству, перерастающему в гражданские войны. Внутренние смуты происходят в кризисные периоды внутри фаз подъема, акматики и инерции и фазовых переходов. Раскол этнического поля является, таким образом, их неотъемлемым  признаком.
Для раскола характерна особая динамика энергетических типов. В периоды устойчивых состояний фаз этногенеза число антипассионариев на порядок меньше количества пассионариев. Но оно резко возрастает и становится сравнимым с числом пассионариев в кризисные периоды. В эти периоды часть пассионариев, входившая в состав контрэлиты и в целом лояльно относившаяся к властям, присоединяется к составляющим антиэлиту антипассионариям, увлекая за собой и часть поддерживающих их гармоничников, которые становятся антигармоничниками. Поляризация ведет к резкому падению пассионарности социума и началу смут.
Раскроем причины раскола этнического поля. Согласно Л.Н. Гумилеву, для каждой фазы характерно оптимальное соотношение энергетических типов [2, с. 286, 404], определяющее оптимальную величину пассионарного напряжения – отношения пассионарности общности к числу составляющих ее индивидов [2, с. 273]. По нашему мнению, для каждой фазы характерно не одно, а некоторое множество оптимальных величин напряжения, ограниченное минимальным и максимальным значениями. На протяжении каждой фазы пассионарное напряжение колеблется в пределах этих значений.
Величина напряжения может стать меньше минимального оптимального значения текущей фазы из-за увеличения процентных долей субпассионариев и низкопассионарных гармоничников и уменьшения доли пассионариев в этносе (это происходит, например, в конце фаз акматики и инерции).
Величина напряжения может превысить максимальное значение текущей фазы из-за роста доли пассионариев (это происходит, например, в середине фаз подъема и акматики и на протяжении инерционной фазы, вызывая, соответственно, смуты середины фазы подъема и пассионарного перегрева и кризисы инерционной фазы) и/или высокопассионарных гармоничников (это происходит, например, в конце фазы надлома, вызывая начало ФП Н-И) [11]. Этнос, являясь самоорганизующейся системой, стремится вернуться в устойчивое состояние текущей (фаз подъема, акматики или инерции) или уходящей фазы (надлома) путем уменьшения величины напряжения. Это достигается превращением части пассионариев в антипассионариев, части гармоничников – в антигармоничников. Фактически это означает раскол этнического поля и образование двух противостоящих друг другу военно-политических группировок, т. е. начало кризисного периода (для уходящей фазы надлома – ФП Н-И).
ФП Н-И характеризуется ожесточенными гражданскими войнами. Связано это с тем, что он разделяет соседние фазы (надлома и инерции), кардинально различающиеся между собой энергоструктурой населения. Фаза надлома характеризуется преобладанием низкопассионарных гармоничников, фаза инерции – высокопассионарных гармоничников в составе населения. Доля субпассионариев в первой фазе значительно превышает таковую во второй. По этим причинам максимальное оптимальное значение напряжения фазы надлома находится ниже минимального значения напряжения фазы инерции. И для начала фазы инерции необходимо резкое увеличение пассионарного напряжения для достижения этого минимального значения и поддержание его выше этого значения (ФП продолжается до тех пор, пока величина напряжения не перестает выходить за пределы множества оптимальных значений наступающей фазы, что означает ее начало).
Такой скачок пассионарного напряжения возможен, во-первых, в результате резкого увеличения доли высокопассионарных гармоничников и, соответственно, уменьшения доли низкопассионарных гармоничников. Во-вторых, пассионарное напряжение социума можно увеличить при условии достижения максимально возможной степени однонаправленности или, по крайней мере, сонаправленности векторов пассионарности его членов, т. е. обеспечения их максимальной сплоченности. Выполнение этого условия достигается устранением из состава социума индивидов с отрицательной пассионарностью – антипассионариев, антигармоничников и субпассионариев (фактически – нейтрализацией антиэлиты и большей части преступности), а также минимизацией отклонения векторов пассионариев и гармоничников от поддерживаемого государством результирующего вектора социума (фактически – снижением степени оппозиционности контрэлиты).

Фазовый переход от надлома к инерции англичан, французов и немцев
«Оптимизация» внутренней структуры социума в период ФП Н-И происходит, главным образом, в ходе масштабных смут и гражданских войн, а также посредством проведения государством репрессивной политики и сброса «лишних» пассионариев и субпассионариев со своей территории в результате эмиграции и проведения завоевательных войн. Подробно рассмотрим динамику установления характерной для инерционной фазы энергоструктуры социума на примере ФП Н-И англичан (их этногенез см.: [8]), а также основные события и особенности этого ФП у французов и немцев. Будем опираться на мнение Л.Н. Гумилева, согласно которому «в Европе (точнее, у ведущих западноевропейских этносов. – Р.С.) инерция началась в конце XVI в.» [3, с. 311].    
1. ФП Н-И англичан начался восстанием Дж. Кеда в 1450-1451 гг. и гражданской войной Алой и Белой розы в 1455-1487 гг. Пришедший к власти в 1485 г. Генрих VII «сравнял с землей замки непокорных и истребил кланы тех, кто мог бросить вызов его власти. Конфискованные земли и имущество мятежников пополнили государственную казну» [6, с. 257]. Фактически Генрих VII уничтожил уцелевших в ходе гражданской войны антипассионариев и антигармоничников. Генрих VIII (1509-1547) продолжил проведение репрессивной политики в рамках церковной реформации. Одним из ее следствий стала эмиграция части превратившихся в антипассионариев пассионариев. «В 1536-1540 гг. в пользу короны были конфискованы земли монастырей и церквей. Генрих VIII решительно подавлял всякие проявления инакомыслия: за отказ присягнуть ему как главе церкви были казнены бывший канцлер и философ Т. Мор и епископ Рочестерский Дж. Фишер. Часть убежденных католиков эмигрировала на континент» [6, с. 262-263]. 
Как подметили современники, «джентльмены, которые обычно воевали, теперь стали добрыми хозяевами, хорошо знающими, как получить наивысшую отдачу от своей земли» [6, с. 254]. Формирование тесно связанного с рынком «нового дворянства» отражало смену высокопассионарных (анти)пассионариев, реализовывавшихся в основном на военном поприще, низкопассионарными пассионариями, ориентированными на достижение экономического успеха. Оно стало проводить политику огораживаний, сгоняя со своих земель крестьян, большинство которых относилось к низкопассионарным гармоничникам, не сумевшим «вписаться в рынок». «Лишенные своих наделов и жилищ крестьяне превращались в пауперов, выпрашивающих милостыню или живущих разбоем. Тюдоры перешли к репрессиям. Работоспособных нищих принудительно загоняли в работные дома. Любой желающий мог нанять паупера на работу за ничтожную плату, в случае отказа ему грозили телесные наказания и тюрьма. Уличенных в бродяжничестве секли плетьми, клеймили и даже казнили. В 1530-е гг. и 1549 г. страну охватили крестьянские восстания, жестоко подавленные властями» [6, с. 256-257]. Репрессивные меры способствовали снижению долей низкопассионарных гармоничников и субпассионариев среди крестьянства, тогда как доля высокопассионарных гармоничников неуклонно возрастала. Они были представлены «мощным слоем крепких крестьян, сколотивших состояние благодаря удачной торговле и спекуляции на рынках» [6, с. 255] и владельцами сельских мануфактур.
Попытка антипассионарной католической партии во главе с Марией Тюдор «Кровавой» (1553-1558) (она получила это прозвище за преследования протестантов, сопровождавшихся пытками «еретиков» и кострами) провести контрреформацию и восстановить католичество не отвечала интересам большинства населения [6, с. 264], так как оно уже приобрело энергоструктуру, характерную для инерционной фазы. Этой энергоструктуре в большей степени соответствовал протестантизм в его умеренной англиканской форме, способствовавший сплочению большей части социума.
В начале правления Елизаветы I (1558-1603) англичане вошли в инерционную  фазу. Не случайно «ее правление нередко называют «золотым веком» и пиком расцвета английского абсолютизма. Это связано с успехами ее экономической политики в 70-80-е гг. XVI в.» [6, с. 266]. Успешное развитие экономики и рост благосостояния населения являются одними из главных признаков инерционной фазы.
2. У французов увеличение доли низкопассионарных пассионариев и высокопассионарных гармоничников среди элиты также было связано с формированием нового дворянства. «Начиная с середины XV в. в потомственное, родовитое дворянство, владевшее фьефами и обязанное военной службой, стали вливаться горожане (купцы, цеховые мастера), получившие дворянское звание путем покупки по королевской милости. С середины XVI в. стал особенно заметным процесс пополнения дворянства представителями бюргерства. В Северной Франции бюргерство было тесно связано с развивающимися внутренним рынком и мануфактурами» [6, с. 290-291]. Властями предпринимались репрессивные меры в отношении субпассионариев и низкопассионарных гармоничников. «Согласно указам, нищенство строго запрещалось, нарушителям грозили жестокие наказания. Отдельные провинции охватывали крестьянские восстания, жестоко подавлявшиеся властями» [6, с. 292].
В первой половине ФП Н-И масштабного раскола этнического поля во Франции не случилось благодаря сбросу «лишних» пассионариев и субпассионариев со своей территории в период Итальянских войн (1494-1559). «Напряженность, оппозиционные настроения не проявлялись особенно резко, пока шли Итальянские войны: дворянство в значительной степени кормилось ими, «беспокойные» (т. е. пассионарные и субпассионарные. – Р.С.) социальные элементы поглощались военным наемничеством» [6, с. 297]. После окончания Итальянских войн раскол стал быстро нарастать и привел к началу религиозных (гражданских) войн между католиками и гугенотами (1562-1594). Они сопровождались актами массового террора. Так, «в ночь на 24 августа 1572 г. («Варфоломеевская ночь») дворяне-католики и парижская толпа перебили несколько сотен гугенотов из числа парижан и дворян» [6, с. 299]. Апогей раскола проявился в создании гугенотами в 1575 г. своего сепаратистского государства – Гугенотской конфедерации на юге Франции. В противовес ей  в 1576 г. образовалась Католическая лига [6, с. 300-301]. Из-за внешнего вмешательства особый драматизм был характерен для периода окончания религиозных войн. «Испанский король Филипп II в 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свои войска. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы» [6, с. 304]. О кардинальном ослаблении раскола и начале инерционной фазы свидетельствовало принятие в 1598 г. Генрихом IV Нантского эдикта, призванного разрешить конфессиональный конфликт и сплотить общество.              
3. Именно в Германии масштабный раскол этнического поля среди элиты получил идеологическое оформление, когда Лютер в 1517 г. выступил с 95 тезисами против индульгенций, положив начало Реформации. Однако, в отличие от англичан и французов, немцы избежали масштабной гражданской войны в период ФП Н-И (с некоторой натяжкой гражданской войной, осложненной внешним вмешательством, можно считать Шмалькальденскую войну в 1546-1547 гг. между императором Карлом V и протестантскими князьями). Причины этого могут быть связаны с тем, что немцы представляют собой фактически суперэтнос, различные группы которого различаются между собой многими признаками, включая различия в этническом возрасте. Так, если основная масса немцев одновозрастная с англичанами (их начальная точка этногенеза приходится на конец VII в. (ок. 688 г.) [10]), то, например, часть популяций восточных и северо-восточных немцев сформировалась позднее в результате смешения с местными славянами и пруссами. Начальные точки этногенеза этих групп приходятся на начало XI (ок. 1016 г.) и конец XIV (ок. 1385 г.) вв. С одной стороны, эта «суперэтничность» способствовала тому, что Германия долгое время «оставалась политически раздробленной, состоявшей из множества светских и церковных феодальных владений» [6, с. 73]. С другой, пребывание восточных и северо-восточных немцев, соответственно, в фазах акматики и подъема на протяжении XVI в. смягчила деструктивные процессы периода ФП Н-И у основной части немцев.
Основным событием ФП Н-И в немецком суперэтносе стала Крестьянская война в 1524-1525 гг. – «самое крупное восстание крестьян в Западной Европе за весь период средневековья и раннего нового времени» [6, с. 92]. Его подавление, видимо, положило конец преобладанию низкопассионарных гармоничников и высокой доле субпассионариев в немецком крестьянстве, приблизив его энергоструктуру к энергоструктуре периода инерционной фазы, связанной с преобладанием высокопассионарных гармоничников.  По-видимому, Крестьянская война способствовала и оптимизации «лишних» пассионариев и субпассионариев среди дворянской и церковной элиты, с наиболее ненавистными представителями которой расправлялись восставшие крестьяне. Вероятно, оптимизации также способствовали ведовские процессы, жертвами которых становились обвиненные в ведовстве люди всех сословий, включая высшие.
Заключение Аугсбургского религиозного мира в 1555 г. закрепило за князьями право определять официальную религию населения своих территорий [6, с. 105]. Таким образом, сплочение  социума и переход в инерционную фазу основной части немецкого суперэтноса осуществились в рамках отдельных субэтносов, сохранивших свои государственные образования (светские и церковные княжества).
Отметим, что наш анализ дал близкий к мнению Л.Н. Гумилева результат: инерционная фаза началась у ведущих западноевропейских этносов в середине – конце XVI в.     

Фазовый переход от надлома к инерции великороссов
Покажем, что и этногенез центрально-русских популяций великороссов периодов окончания фазы надлома – первой половины ФП Н-И развивался в соответствии со сформулированными выше теоретическими положениями. Фаза надлома этих популяций пришлась на время существования СССР, его распад свидетельствовал о начале ФП Н-И [9]. В позднем СССР наблюдался рост накопительства, потребительства и мещанства, что отражало начавшееся увеличение доли высокопассионарных гармоничников в социуме (напомним, что для них характерно «стремление к успеху и благоустройству без риска для жизни»). Они вкупе с низкопассионнарными пассионариями были главными интересантами перехода страны к рыночным отношениям и начавшейся в 1990-е гг. приватизации госсобственности.
С 1992 г. стал нарастать раскол этнического поля, что способствовало началу конституционного кризиса и чеченских войн. Развитие демократических институтов позволило обеспечить разнонаправленность векторов пассионарности различных социальных групп и снизить масштабы раскола, сведя к минимуму вероятность начала его наиболее опасной формы – масштабного вооруженного противоборства. В ходе «бандитских войн» в 1990-е гг. погибла значительная часть антипассионариев и субпассионариев. Повышенная смертность была характерна и для «не вписавшихся в рынок» и потерявших жизненные ориентиры низкопассионарных гармоничников, которые в политическом плане поддерживали КПРФ. Все эти процессы привели к снижению раскола. Величина пассионарного напряжения вернулась в полосу оптимальных значений фазы надлома, балансируя около максимального значения, но, не превышая его.
Поддержанию устойчивого состояния социума способствовал периодически осуществлявшийся сброс, как это происходило во Франции во время Итальянских войн, «беспокойных элементов» из Центральной России в «горячие точки» (поначалу во время чеченских войн, с 2014 г. – на Украину, в Сирию и Африку). В этом же контексте можно рассматривать и начавшуюся в феврале 2022 г. СВО на Украине. С ее началом многие либералы (идейные антипассионарии и антигармоничники) покинули страну. Ориентированные на активные действия антипассионарии из числа оставшихся подвергаются уголовному преследованию, антигармоничники в основном отошли от активной общественной жизни.    
В настоящее время умеренная степень раскола этнического поля продолжает сохраняться. Особенно ярко он проявляется среди пассионариев и высокопассионарных гармоничников. Основная их часть занимает патриотические государственнические позиции, т.е. их векторы пассионарности однонаправлены или, по крайней мере, сонаправлены результирующему вектору социума. Среди меньшей части можно выделить две группы. Первая группа (либералы), придерживающаяся прозападной и во многом антироссийской позиции, в значительной мере ослаблена. Вторая, представленная в основном коррумпированными чиновниками, рассматривает государство как «кормушку». Из числа этой группы формируется «беловоротничковая» преступность, прежде всего, коррупционной направленности. Векторы пассионарности обеих групп направлены примерно противоположно результирующему вектору социума. Пассионарии из их числа фактически являются антипассионариями, гармоничники – антигармоничниками (из числа либералов) или субпассионариями (из числа рядовых коррупционеров, членов ОПГ и пр.). Это снижает пассионарное напряжение российского суперэтноса, колебания величины которого не выходят за верхнюю грань полосы оптимальных для завершившейся фазы надлома значений.
Однако этот механизм в скором будущем может дать сбой из-за увеличивающейся с каждым десятилетием доли в социуме высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев. Для сохранения величины пассионарного напряжения в пределах оптимума фазы надлома все большее число этих гармоничников и пассионариев будет превращаться в антигармоничников (субпассионариев) и антипассионариев, что означает усиление раскола этнического поля, грозящего началом масштабной гражданской войны. Вероятность реализации такого сценария значительно возрастет при условии, если прекратится сброс «беспокойных элементов» с территории Центральной России (напомним, что религиозные войны во Франции начались через 3 года после завершения Итальянских войн). В этой связи можно прогнозировать перманентное ввязывание России в военные конфликты, стимулируемое прогрессирующим ослаблением Запада.   
Понятно, что французский сценарий окончания ФП Н-И неприемлем для современной России, как впрочем, и для мира в целом, ибо масштабная гражданская война на территории страны, имеющей ядерное оружие и опасные производства (прежде всего, АЭС), может привести к гибели не только населения этой страны, но и всего человечества. Немецкий сценарий, учитывая отсутствие у немцев масштабной гражданской войны в конце ФП Н-И (если не считать таковой Шмалькальденскую войну (4) выглядит более приемлемым, но с одним обязательным условием: в России также не должно произойти и масштабного восстания широких народных масс – аналога Крестьянской войны в Германии. Напомним, что в результате Крестьянской войны уменьшилась доля низкопассионарных гармоничников и субпассионариев среди немецкого крестьянства. В российском суперэтносе доля этих энергетических типов может уменьшиться путем их инициированного государством (посредством мобилизации и призыва заключенных в ЧВК) участия во внешних конфликтах.
В пользу реальной возможности избежать масштабной гражданской войны в Центральной России свидетельствует и схожесть внутренней структуры обеих суперэтносов. Напомним, что в Германии, наряду с основной группой популяций, находившейся в ФП Н-И, существовали окраинные популяции, находившиеся в фазах подъема и акматики. Это способствовало смягчению деструктивных процессов. В России окраинные популяции великороссов также находятся в устойчивых состояниях фаз акматики(5) и подъема [9].
Начало СВО создало возможность и для реализации второго условия для «прыжка» в инерционную фазу – достижение максимально возможной степени однонаправленности или, по крайней мере, сонаправленности векторов пассионарности членов социума, иначе говоря, достижение максимальной сплоченности общества(6) . Как говорилось выше, в настоящее время продолжает сохраняться умеренная степень раскола этнического поля, и говорить о достижении  необходимой степени сплоченности пока не приходится. Однако можно  ожидать, что достижение целей СВО, связанных с полным освобождением включенных в состав России территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, будет означать военную победу России, поражение Украины и стоящей за ней Запада, что будет способствовать усилению сплоченности российского общества.
Можно ожидать, что такое развитие событий усилит политическую поддержку государства высокопассионарными гармоничниками, значительная часть которых в настоящее время являются антигармоничниками. Этому будет способствовать курс государства на создание широкой коалиции в интересах развития страны, создание самых благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, резкое усиление борьбы с беловоротничковой преступностью, прежде всего, коррупционной направленности. Сплочение высокопассионарных гармоничников в рамках развития лояльного государству гражданского общества, устранение из общественной жизни коррупционеров из числа антипассионариев и субпассионариев позволит резко увеличить пассионарное напряжение великороссов, создав условия для начала инерционной фазы [11], усиления и процветания России.   

Заключение
Проведенный в дискурсивном поле теории пассионарности анализ показал, что СВО необходимо рассматривать в более широком контексте процессов, характерных для ФП Н-И, а не просто как гражданскую войну внутри русского суперэтноса. Рассмотрение событий ФП Н-И у ведущих западноевропейских этносов и его первой половины у центрально-русских популяции великороссов выявило наличие схожих процессов в динамике этого ФП. Так, французы сбрасывали «лишних» пассионариев и субпассионариев в период Итальянских войн, продолжавшихся на протяжении большей части ФП Н-И. Сброс был характерен и для великороссов во время чеченских войн, сирийской кампании и продолжается в настоящее время в рамках СВО. После завершения Итальянских войн во второй половине ФП во Франции начались гражданские войны. Центрально-русские популяции находятся в настоящее время около середины ФП Н-И, и в случае прекращения сброса в России может начаться гражданская война. Продолжение функционирования механизма сброса в рамках СВО и, возможно, других военных конфликтов с участием России поможет избежать этого гибельного для нее сценария.
Схожесть динамики ФП Н-И отмечается и у великороссов с немцами. Особенность динамики ФП Н-И немцев состоит в отсутствии на всем его протяжении масштабной гражданской войны, если не считать таковой Шмалькальденскую войну – внутригерманский конфликт между католиками и протестантами, осложненный испанским вмешательством. СВО также можно рассматривать как внутрирусский конфликт, во многом инициированный вмешательством Запада во главе с США. Успеху его разжигания Западом способствовало неустойчивое положение центрально- и западноукраинских популяций, вошедших в 2014 г. в состояние пассионарного перегрева. С некоторой натяжкой можно считать Шмалькальденскую войну и СВО гражданскими войнами с внешним вмешательством. Перерастанию Шмалькальденской войны в полноценную гражданскую войну препятствовало пребывание окраинных немецких субэтносов в фазах подъема и акматики. Пребывание окраинных великорусских субэтносов в этих же фазах также способствует сохранению в настоящее время устойчивого состояния российского суперэтноса. Крупнейшей смутой ФП Н-И немцев стала Крестьянская война, участниками которой были в основном низкопассионарные гармоничники. Учитывая, что Крестьянская и Шмалькальденская войны произошли в конце ФП Н-И, нельзя отрицать возможность крупной народной смуты в Центральной России ближе к концу ФП Н-И (около 2050 г.).                   
Гибельных для России сценариев продолжения ФП Н-И можно избежать, если удастся увеличить пассионарное напряжение великороссов до значения нижней грани полосы оптимальных значений инерционной фазы и обеспечить его балансирование около этого значения. Увеличение возможно в результате реализации следующих мер: 1) сплочения общества; 2) устранения из общественной жизни идейных антипассионариев и антигармоничников, а также коррупционеров и другого преступного элемента из числа антипассионариев и субпассионариев. Эти меры призваны обеспечить однонаправленность или, по крайней мере, сонаправленности векторов пассионарности основной массы социума. Достижение целей СВО, связанных с полным освобождением включенных в состав России территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, будет означать военную победу России, поражение Украины и стоящей за ней Запада, что будет способствовать усилению сплоченности российского общества. Однако едва ли степень этого сплочения окажется достаточной для «прыжка» в инерционную фазу вследствие того, что этнический возраст центрально-русских популяций соответствует в настоящее время возрасту ФП Н-И [9]. Начало инерционной фазы великороссов через несколько десятилетий, если таковое случится, создаст условия для усиления и процветания России и выдвинет ее на главенствующие позиции в мире.

Список литературы:
[1]. Гегель. Философия истории. Сочинения. Т. VIII. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. – 468 с.
[2]. Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
[3]. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. – 544 с.
[4]. Гумилев Л.Н., Ермолаев В.Ю. Горе от иллюзий // Л.Н. Гумилев. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: Экопрос, 1993. С. 174–187.
[5]. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос // Л.Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – С. 299–314.
[6]. История средних веков: в 2 т. Т. 2: Раннее новое время / Под ред. С.П. Карпова. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2001. – 432 с.
[7]. Сайфуллин Р.Г. Этнополитогенез украинского суперэтноса // Нова парадигма. – Випуск 99. – С. 202–216.
[8]. Сайфуллин Р.Г. Этнополитогенез английского этноса и прогноз развития Англии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 2 (22) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopolitogenez-angliyskogo-etnosa-i-prognoz-razvitiya-anglii/viewer (дата обращения: 28.11.2022).
[9]. Сайфуллин Р.Г. Гибель Российской империи и СССР: анализ на основе биосоциального подхода // Война и революция: социальные процессы и катастрофы. Материалы Всероссийской научной конференции [Электронный ресурс]. – М.: МПГУ, 2016. – С. 143–159. – URL: https://zlibraries.ru/book/ol8y3mpyqv4v/1920-2016 (дата обращения: 28.11.2022).
[10]. Сайфуллин Р.Г.Внутриполитическая динамика США: ретроспективный анализ и прогноз развития на основе биосоциального подхода // История и современность. – 2018. № 1–2. – С. 111–135.
[11]. Сайфуллин Р.Г. Условия установления полноценного гражданского общества в России: анализ на основе биосоциального подхода // Развитие территорий. – 2020. – № 2 (20).  – С. 28–35.
[12]. Словарьпонятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева / сост. В.А. Мичурин, под ред. Л.Н. Гумилева // Л.Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы.  – М.: Экопрос, 1993. – С. 493–542.
[13]. Сушенцев А. Стратегические основания украинского кризиса [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/strategicheskie-osnovaniya-ukrainskogo-krizisa/ (дата обращения: 28.11.2022).
[14]. Послание Президента Российской Федерации от 12.12.2012 [Электронный ресурс]. – UPL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36699 (дата обращения: 28.11.2022).
[15]. Путин В.В. Об историческом единстве русских и украинцев [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66181 (дата обращения: 28.11.2022).
[16]. Путин рассказал, как американцы нарушают клятвы. – UPL: https://smotrim.ru/article/2523946 (дата обращения: 28.11.2022).
[17]. Путин отчасти согласился с трактовкой СВО как «гражданской войны» между одним народом. – URL: https://tass.ru/politika/16175947 (дата обращения: 28.11.2022).
[18]. Тренин Д. Россия порвала с однополярной системой: побудительные мотивы политики Путина // Брошюра. 19 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://carnegie.ru/2015/03/19/ru- (дата обращения: 28.11.2022).

 

SPECIAL MILITARY OPERATION IN UKRAINE IN THE CONTEXT
OF THE TRANSITION TO THE INERTIA PHASE
OF GREAT RUSSIANS ETHNOGENESIS

The thesis about Special Military Operation in Ukraine is an internal civil conflict of the Russian superethnos is analyzed in the discursive field of the passionarity theory in this article. The features of the energy structure of the population in the phases of fracture and inertia and the phase transition between them are described, the conditions for the beginning of the inertial phase are considered. An analysis of the dynamics of the phase transition from fracture to inertia of the leading Western European ethnic groups was carried out in order to verify the theoretical propositions. The events of the beginning of this phase transition of the Great Russians and possible scenarios of its dynamics are considered. As a result of the analysis, it was concluded that SVR should be considered in a broader context of the processes characteristic of the phase transition from fracture to inertia. The opinion is formulated that the beginning of the SMO contributed to the fulfillment of one of the main conditions for the beginning of the inertial phase - the cohesion of Russian society. A forecast is given about the intensification of the anti-corruption struggle in Russia and the formation of a broad coalition in the interests of the country's development in the near future.

Keywords: passionarity theory, ethnogenesis of Great Russians, inertia phase.

Примечания:
1. Южные, северо-западные и сибирские популяции великороссов находятся в настоящее время в устойчивых состояниях фаз акматики и подъема [9].
2. Здесь и далее характеристику подтипов пассионариев и гармоничников см. в пояснениях к рис. 4 «Изменение пассионарного напряжения этнической системы» в: [2, c. 339].
3. Кризисный период внутри фазы подъема носит название «смутный период середины фазы подъема», внутри фазы акматики – «смутный период пассионарного перегрева», внутри фазы инерции – «кризисы (их три) инерционной фазы» (подробнее см.: [10]).  
4. Просматриваются определенные параллели этой войны с СВО на Украине. Император Карл V стал правителем первой в мире трансатлантической империи. Ее можно уподобить современным США. Подобно тому, как Карл V вмешался во внутренние разборки в Германии, США во главе Запада вмешались во внутренние разборки «русского мира». Испания «надорвалась» к концу XVI в. Можно ожидать, что «надорвется» и Запад: одна часть американцев находится в настоящее время в фазовом переходе от подъема к акматике; другая часть, как и западноевропейцы – в фазе обскурации [10]. Согласно Л.Н. Гумилеву, «в фазе обскурации армия утрачивает боеспособность, и этнос может стать легкой добычей более пассионарных соседей» [12, с. 531]. По нашему мнению, начало не только фазы обскурации, а любого ФП часто проявляется поражениями в войнах, которым способствует уменьшение доли пассионариев и увеличение доли субпассионариев, соответственно, ниже и выше полосы оптимальных значений завершившейся фазы, что и ведет к «утрате боеспособности армии». 
5. В фазе акматики находятся и соседние с российскими популяции восточных украинцев (фактически – популяции великороссов). В отличие от них, центрально- и западноукраинские популяции находились на пороге  начала смутного периода пассионарного перегрева, и в 2011 г. нами был дан прогноз, что около 2020 г. эти популяции войдут в этот период, чреватый вооруженными конфликтами [7, с. 214]. В реальности вооруженные столкновения на Украине начались в 2014 г. Прогноз основывался на том, что период пассионарного перегрева характеризовался крупными смутами во многих этносах. Например, в центрально-русских популяциях в этот период произошло восстание под предводительством Е. Пугачева [9].
6. Решение о начале СВО принял Президент В.В. Путин – по своему энергетическому типу высокопассионарный пассионарий, стремящийся к идеалу победы. В своих публичных выступлениях он регулярно обращается к концепции Л.Н. Гумилева (см., например: [14; 16]). Однако едва ли знакомство с ней повлияло на это его решение. Глава государства преследовал цель обеспечить безопасность России, а не создать условия для начала инерционной фазы. В то же время в его действиях проявился объективный ход этногенеза российского суперэтноса. В этой связи можно к месту процитировать Гегеля: «... Благодаря действиям людей (прежде всего, пассионариев. – Р.С.), осуществляется и нечто такое, что скрытно содержится в результатах их деятельности, что не осознается людьми и не входит в их намерения» [1, с. 27]. В этом, по Гегелю, состоит «хитрость» мирового разума. Придерживаясь материалистического научного дискурса, можно сказать, что в этом проявляются феномен самоорганизации и законы развития суперэтнической системы. Пассионарий, действующий согласно этим законам, ощущает себя проводником воли неких высших сил. Как писал в этой связи Д.В. Тренин, «Путин вел себя, как человек, делающий то, что поручил ему Всевышний. В ходе украинского кризиса 2014 г. это позволяло ему сохранять самообладание и уверенность, что в новом остром конфликте с Соединенными Штатами Господь на его стороне – и на стороне России» [18, c. 10–11]. Заметим, что к такому самоощущению высокопассионарного пассионария с крайней подозрительностью относятся низкопассионарные пассионарии, считая его чуть ли не симптомом психической неадекватности. Во многом это следствие, мягко говоря, не обремененности многих из этих пассионариев духовными ценностями. В своем абсолютном большинстве они прожженные циники, ориентированные на достижение богатства, служащего у них главным мерилом жизненного успеха.      


СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА